Категории: Проповеди

Что такое почтение?

У нас продолжается цикл учений на тему: «Отцовско–сыновские отношения», и сегодня я хочу говорить на тему почтения. Эти проповеди – не одноразовые учения, ведь наша церковь базируется на таких доктринах, как система ученичества, Евангелие Царства, Апостольская церковь. Одна из доктрин – это отцовско-сыновские отношения. Это та база, которую мы будем вкладывать в вас в этом и в следующем году, и она изменит нас, сделает крепче.

 

Ефесянам 6:1-3 «Дети повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это – первая заповедь с обетованием: Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

 

Я хочу начать проповедь с обетования. Только что мы читали, что Бог дает обетование людям. Обетование – это обещание Бога каждому человеку дать что-то на земле, мне и тебе. Какое же Он дает обещание? Он дает заповедь с обещанием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Слово «благо» переводится как добро и счастье, т.е. Бог обещает каждому человеку благо, добро, счастье. А именно – это материальное благословение, то, что ты заслуживаешь и то, чего мы иногда не заслуживаем, но Он дает. Бог дает порядок, здоровье, добро и счастье.

Слово «долголетен» переводится, как жизнь дольше, продолжение жизни, жить дольше, чем другие, чем ты планируешь, одним словом речь идет о долголетии. Такие два обетования Бог обещает каждому человеку, который верит в Него, это Божья часть, это Его обетования. Какая же наша часть? Что нам делать, чтобы эти обетования исполнились в нашей жизни? Написано: «Почитай отца твоего и мать», это – первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Дорогая церковь, чтобы обетования долголетия, добра и счастья исполнились в нашей жизни, нам необходимо почитать родителей, почитать отцов и матерей, почитать духовных лидеров, пастыря церкви, царей, Бога, церковь, тех, кому мы обязаны. Что же такое почтение? Цель этого учения понять, как почитать, в чем сущность почтения.

Почитать и уважать – это несколько разные понятия, но мы очень часто их путаем. Они действительно похожи, в них есть что-то общее, но они разные. Уважать – значит уделять какие-то знаки внимания, признавать другого старшим, выдающимся, но в уважении не надо строить каких-то близких отношений. Когда человек уважает, необязательно быть зависимым от него, необязательно быть одним целым с ним. Уважение – это для всех, но почитание имеет более глубокую силу. Библия не говорит нам – уважай отца и мать, и физических и духовных. Библия говорит – почитай отца и мать. Именно о почтении мы будем сегодня говорить.

 

Почитать своего отца – это:

1. Выделить своего отца из других, знать, что ваш отец, пастор или ваша мама особенные, не такие как другие, они уникальны, неповторимы, они мои.

Я помню, когда я ходил в школу, там периодически проводились родительские собрания и на одно из них я попал. Когда я заглянул в класс, где сидели наши папы и мамы, я провел их взглядом и увидел среди них своего папу. Тут я почувствовал, как что-то ёкнуло в сердце и пошло тепло. Я выделил его среди других. Да, я уважаю других пап и мам, уважать – значит уступить дорогу, любить, отдавать знаки почтения, но я выделяю моего самого дорогого отца, не важно, какой он, но он мой отец. Это особенный человек. Вот это и есть область почтения. Другими словами, если мы выделяем из общих пап, мам своего, он выделен мною – это есть признак того, что я не просто его уважаю, ведь я уважаю всех, но я могу его почтить. Выделить из массы – это область почтения.

Представим, что у нас большая конференция, где много верующих, много пастырей. Вы тоже на ней находитесь. Вы встречаете много пастырей из России, Европы, здороваетесь с ними, вы всех уважаете, оказываете знаки внимания. И вдруг среди сотен пастырей вы увидели своего пастыря. О, пастырь Андрей! Вы побежите к нему, возьмете за руку, обнимете его как ребенок. Вы выделите его из среды других. Вы видели сотни пастырей, сотни верующих, но вы выделили своего пастыря среди других, у вас заиграла радость, вы рады этой встрече. Тех вы тоже любите, но пастырь Андрей особенный для вас. Это есть признак почтения. Уважение – это одно, но почтение – другое. Можно сказать так: мы уважаем многих и должны уважать старших, власти, других служителей, но почитаем мы особенных, родных, тех, кого мы выделяем, которые ценны для нас, уникальны.

 

2. Быть связанным узами с тем, кого ты почитаешь.

Что такое узы? Узы – это когда мы связаны фамилией, целью, ведением, связаны как семья родством, какой-то историей. Уважать – это не почитать. Библия учит нас почитать своего отца и мать, а не уважать. Если ты почитаешь, ты обязан быть связан с этим человеком. Если ты почитаешь папу, ты должен иметь с ним отношения, фамильную связь. Это дверь к почтению. Человек, который не связан, он обособлен, он не может почитать. Независимый человек не может почтить, вследствие чего на него не работает то обетование, которое обещал Бог в своем Слове: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Почитать – это быть связанным. Иисус сказал: «Я и Отец — одно». Вот почему церковь должна быть одна: одна в ведении, одна в цели, вот почему мы должны быть объединены все вокруг духовного отца, пастора церкви.

Например, представим, что сюда зайдет Филипп Барнет. Вы знаете, что здание, в котором мы находимся, принадлежит именно ему, и мы безмерно за это благодарны ему. Когда он зайдет, мы скажем: «О, пастор Филипп, здравствуй дорогой!». Надо уважить его. «Проходите, садитесь, давайте поговорим, может какое-то дело есть у вас?». Но нас все равно не связывает с ним ничего более. У него свои цели, своя церковь, свой епископ, свой апостол, свои доктрины, а у нас свое, но при этом мы дружим, уважаем друг друга, любим. Но мы не связаны с ним на столько, как с пастором Андреем. А теперь представим, что заходит пастор Андрей, тогда у нас будет совсем другая реакция, ведь это наш духовный отец, человек, который руководит. Это совсем другое потому, что мы с ним связаны. Вот почему люди, которые не служат в церкви, не могут почитать её. Они могут любить церковь, говоря: «Это моя церковь, я очень уважаю церковь, я буду ходить в эту церковь, я буду слушать проповеди». Но если ты не связан узами, невидимыми нитями, тебя церковь не пронизывает, ты ничего здесь не пронизываешь, ты отделен, ты не можешь почитать. Уважать – да, любить – да, но благословение проходит мимо. Библия много говорит о почтении Бога. Чтобы почитать Бога по-настоящему, надо быть с Ним связанным «морским узлом» как одно целое: думать как Он, жить как Он, ходить как Он. В таком случае это есть почтение Бога, но если верующий христианин покаялся и для него Бог – это Бог, а он делает свое, то такой человек не может почитать Бога-Отца как отца, как личность.

 

3. Принимать своего отца, как тренера.

Может быть слово «тренер» здесь не совсем понятное, но дело в том, что отцовство подразумевает такие основные функции:

— Лидерство – пастор церкви лидер, он ведет, он прокладывает дорогу в будущее;

— Отец воспитывает, поднимает личности, учит, вкладывает в них какие-то ценности.

— Отец защищает, покрывает, объясняет, решает какие-то ссоры, конфликты, духовно покрывает, передает наследство, какие-то ценности.

Часто мы видим отца только как покров, защиту. Мы думаем, что папа должен быть только добрым, только гладить, обнимать, только прощать, брать на руки, любить. Он должен быть мягким, нежным. Мы часто думаем, что это эталон отца. На самом деле это только 25% того, что должен нести в себе отец. Остальные 75% — совсем другие вещи. Отец – это тренер, который не только учит, а еще и требует. Тренер – это тот, который заставляет тебя бегать, потеть, выводит тебя из зоны комфорта. Подобно спорту в жизни есть много советчиков, болельщиков, которые кричат с трибуны, какой ногой надо бить, как играть. Также об этом написано много книг, пишет интернет, но у спортсмена должен быть тренер, который знает состояние самого спортсмена, который рисует план подготовки, ставит цель, рекорд. Он ставит ему конкретные задачи и тренирует его. 99% времени — это тренировки, в которых тренер требует отчет, заставляет, толкает. Если надо – кричит, конфликтует, ведь он хочет, чтобы спортсмен добился какого-то результата.

Почтение сокрыто, когда мы видим отцов и матерей не как только любящих и нежных, а таких, как тренеры. Вот почему отцы иногда проговаривают в нашу жизнь не очень приятные вещи, не совсем то, что мы хотим слышать, иногда это неприятно. Он знает, он тренирует, он хочет, чтобы ты стал сильнее, чтобы повышалась производительность, чтобы ты соображал быстрее, и в конце получал хорошие результаты. Почитать отца – это принимать его как тренера. Кто не принимает отца, как тренера, не может почитать его. Кто считает, что отец должен обнимать, гладить и говорить, что ты хороший – делает ошибку. Сын, ожидая только этого и убегая от того, что отец говорит какие-то неприятные, но полезные вещи, не может его в итоге почитать, максимум уважать. Да, такой сын может звонить по праздникам, но почтения как такового не может проявить, потому что отцы иногда доставляют боли своим сыновьям и иногда даже через бои воспитывают. А кто из вас знает, что не все вкусно, что полезно. Уколы иногда болят, но они необходимы для нашего здоровья. Любовь иногда доставляет огорчения. Кого отец любит, того и наказывает. Отцовство и сыновство это нечто другое, чем безоблачные, ровные отношения. Я тебя люблю, ты меня любишь. Я тебя уважаю, ты меня уважаешь. Давай не будем ссориться, будем жить мирно. Это не отцовство, не уважение. Настоящий тренер, настоящий пастор воспитывает, тренирует, встряхивает, например, через ритриты, лидерские школы, посты. Зачем это? Чтобы ты менялся, стал личностью, рос, не был прежним, но стал сильным. Видите, что в мире творится, сколько лжи, сколько греха, и ты должен разбираться в этом, должен противостоять греху. К примеру, сколько девчонок бегает, ребята, это я вам говорю. Если ты будешь слабый и не устоишь, тебя быстро завлечёт это дело. Но если ты сильный и духовно натренированный, если ты в духе, если ты с Богом в обнимку, Он в тебе, а ты в Нем, то ты их ко Христу приведешь, ты над ними будешь властвовать, а не они над тобой. Ты будешь диктовать что правильно, а что нет, а не они. Для этого нужно быть сильным. Какой спортсмен может быть сильным: не тот, что сидит дома, а тот, что тренируется. Попробуйте научиться плавать сами или бегать, и вы очень быстро остановитесь, потому что дело не пойдет. Но когда есть тренер, да еще, если ты ему заплатишь за пару тренировок, ты слушаешь его, он тебя «гоняет». Вот это и есть область почтения. Например, если вы посещаете церковь, то ваш духовный отец, пастора Андрея – это ваш тренер. Он может обнимать, гладить, и он будет это делать, покрывать любовью. Но также он будет и тренировать. Если ты принимаешь и физического и духовного отца, особенно когда он говорит, что сын не прав, даже если тебе больно это слышать, тогда для тебя открывается дверь для почтения отца. Те люди, которые не принимают замечания от отцов или от пастора, не видят его как тренера и не могут почитать его как отца, максимум уважать.

 

4.Быть послушным.

Ефесянам 6:1 «Дети повинуйтесь своим родителям в Господе». 1-е Петра 5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям». Эти два места из Писания объединяет одно слово «повинуйтесь». Другими словами, кто может быть послушным, тот может и почтить. Кто почитает, тот и послушен, а кто не послушен, тот не может и почтить. Ребенок, который не послушен отцу или матери, не может почитать ее, ему не дано. Между почтением и послушанием стоит знак равенства. Насколько я могу быть послушным вышестоящим, настолько я могу и почитать. Это открывает мое благодарное сердце для почтения. «Также и младшие, повинуйтесь пастырям» — это слово к христианским церквям. И заметьте, мы читаем слово «повинуйтесь» в двух местах Писания, и это слово написано в повелительном наклонении, не как просьба. Дети не выбирают быть им послушными или нет. Это не выбор, который зависит от настроения или возраста – это Божий приказ: «Повинуйтесь!». Почему «повинуйтесь»? Этого требует справедливость. Почему справедливость? В Библии «справедливость» представлена как нечто живое, как личность. Справедливость – это то, что Бог дал всем людям, независимо от возраста, национальности. Тяга к справедливости присуща всем людям: и верующим, и не верующим, и богатым, и бедным. Все люди имеют заложенную Богом тягу к чувствам и справедливости. Например, справедливый суд – это когда мне заплатили за мой труд, дали заработную плату, или справедливо решенный конфликт или если мы что-то разделяем, то тоже по справедливости. Люди, которые не ходят в церковь, не знают Бога, но которые почитают, повинуются своим родителя, они подчинены закону справедливости, у них есть блага и они долго живут. Справедливость – это подчинение, повиновение старшим, подчинение пастору.

Представьте себе, был человек нищий, бедный, умирал, но кто-то его нашел, поместил в больницу, вылечил. И когда он вышел из больницы, ему еще и денег дали, к примеру, 100000, а он даже не поблагодарил и ушел. В таком случае и мусульманин, и христианин, и даже атеист скажет, что это несправедливо. Справедливость относится ко всем, тем более к нам, христианам. Мы должны за счет справедливости повиноваться, слушаться, быть смиренными, кроткими, внимательными к тому, что говорят родители, духовный отец, пастор церкви. Подчинение показывает наше почтение. Если моя власть говорит, что нужно делать то и то, а я иду и делаю – это и есть почтение. Если я говорю, что не буду делать или молчу, этим я показываю, что я не почитаю моего духовного или физического отца. Нам надо быть внимательными, понимать это и на делах проявлять свое почтение. Кто почитает, тому Бог обещает благо и долголетие. Почитать значит покрывать какие-то недостатки или ошибки, прощать своих пап, мам, пастора, духовного отца, лидера.

Бытие 9:20 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и, да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет».

Давайте сделаем выводы: все люди ошибаются: и отцы и пастыри, и вы ошибаетесь, и лидеры, и цари. Никто не застрахован от какой-то проблемы, падения. Вы не найдете ни одного героя в Библии, которого Бог почитает без каких-то проблем. Давид написал самую большую книгу в Библии «Псалмы». Бог говорит, что он выбран по Его сердцу. Давид падал в блуд, у него была проблема, но запомните: праведник не тот, который не падает, праведник – тот, который падает, но встает, кается, заливается слезами, меняется и идет дальше служить в Божьем плане, вот это праведник. У Авраама были проблемы, апостол Павел убивал христиан, как же их допускать к служению? Петр отрекся от Иисуса. «Выгнать его вон!» — часто думаем мы, но он стал апостолом. Нет ни одного праведника, ни среди епископов, ни среди отцов, нет совершенных. Они все допускают какие-то грехи, падения, ошибки.

Плохие сыновья – это те, которые видят эти проблемы, ошибки, и начинают разносить о них слух. Это плохие, ненастоящие сыновья, они водимы не Богом, а плотью, сатаной. Ной проклял Хама, своего сына за то, что он рассказал всем, что отец напился и лежит пьяный. Настоящие сыновья покрывают проблемы, какими бы они не были. Ной встал, проснулся, Бог его подымет, но кто ты, осуждающий чужого раба? Бог силен его простить. Почтение – это покрыть, защитить, скрыть в семье что-то.

Часто мы слышим: «За что почитать отца, если он пьет?», но ты должен покрыть это и скрыть. Это не значит скрыть факт. Факт есть факт, но не рассказывай об этом всем, не говорю плохо об отце. Зачем? Ведь этим ты не почитаешь его. Давай посмотрим, какую жизнь ты проживешь и, что с тобой будет. Если ты сын и хочешь, чтобы блага счастья и долголетия исполнились в твоей жизни – почитай, покрывай, защищай, помогай, но не раззванивай проблемы твоего отца по всему миру, не становись на путь судьи. Почитать – это покрывать слабости отца, покрывать слабости церкви, какие-то просчеты.

Вы помните иерархию нашей церкви: апостол, старейшины церкви, куда вхожу я, апостольский совет, куда входит пастор Андрей, под ним поместный пастор, куда входят все общественные организации, домашние группы, социальные служения. Вот эта вертикаль и есть отцовско-сыновские отношения. Пастор Андрей приходится духовным отцом для вас, для церкви, но также он сын вышестоящей духовной власти.

С любовью, пастор Анатолий Белоножко